Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Ахтубинские новости

Ахтубинск СЕГОДНЯ - это самые свежие новости города и района.

добавить на Яндекс

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Белясник Петр Никифорович

Добавлено : Дата: в разделе: 100 лет авиации России
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 5302
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать

Белясник Петр Никифорович
21 декабря 1917г. – 4 июля 2002г.

Белясник Петр Никифорович

 

   Герой Советского Союза (28.04.1943г.), Заслуженный летчик-испытатель CCCР, полковник.
    Родился 21 декабря 1917 года в селе Вовна, (Шосткинский район Сумской области, Республика Украина) в семье крестьянина. Образование неполное среднее. Работал токарем на заводе в городе Махачкала ( Дагестан ). 
    С 1939 года в рядах Красной Армии. Окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1940 г.
    Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Отличный летчик-истребитель. Мужественный и храбрый воздушный боец. Воевал в 126-м истребительном авиационном полку, который входил в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Москвы. Части 6-го ИАК наряду с выполнением главной задачи по охране Москвы обеспечивали прикрытие войск Западного и Калининского фронтов, вели воздушную разведку, патрулирование вдоль железных и шоссейных дорог. 126-й полк воевал тогда на американских истребителях Р-40 "Томагаук".

Tmahawk Mk.IIb из 126-го ИАП. Подмосковье, зима 1941 года

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1941 г. награжден орденом Красного Знамени за сбитые самолеты противника: 3 - лично и 7 - в групповых боях. Капитан Белясник произвел 123 вылета на выполнение боевых заданий, из них: на разведку - 15, на штурмовку - 15, на сопровождение - 37. Провел 33 воздушных боя, в которых лично сбил 6 и в группе 10 самолетов противника.
    Вскоре полк был переброшен под Сталинград. Здесь лишь за 4 дня боёв, Пётр Белясник сбил 4 вражеских самолёта. "30 августа 1942 года четвёрка истребителей 126-го ИАП, ведомая капитаном П.Н.Белясником, в неравном бою с 22 истребителями Ме-109 в районе Сталинграда сбила 6 вражеских самолётов, обратив остальных в бегство".
    К февралю 1943 года штурман 126-го истребительного авиационного полка капитан П.Н.Белясник совершил 250 боевых вылетов, провел 78 воздушных боев, в которых сбил лично 9 самолётов противника и 17 в группе с товарищами.
    27 февраля 1943 года, в газете "Тревога" появилась заметка о том, что лётчики 6-го ИАК ПВО П.Н.Белясник и Н.С.Самохвалов внесли на постройку новых самолётов 45 тысяч рублей из своих личных сбережений. При этом, Пётр Белясник обратился в ЦК партии с таким письмом: "Построенный самолёт прошу передать мне. Клянусь, что на этой машине я буду не щадя жизни громить немецких захватчиков до полного их уничтожения".

Капитаны П.Н.Белясник (справа) и Н.С.Самохвалов

  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство П.Н.Беляснику было присвоено звание Героя Советского Союза (№927.)
    На именном истребителе Ла-5 с бортовым номером "40" Пётр Белясник успешно провоевал до февраля 1945 года.
 За годы войны совершил 423 боевых вылета на МиГ-3, Р-40 «Томагаук», Як-1 и Ла-5, в 78 воздушных боях сбил лично 9 и в группе 17 самолётов противника.

ЛА-5ф 126 ИАП, майор П.Н. Белясник, 1943 год

Герой Советского союза капитан П.Н. Белясник у именного самолета

ЛА-5Ф П.Н. Белясника

П.Н. Белясник у именного ЛА-5Ф

П.Н. Белясник с сослуживцами

Летчик П.Н. Белясник

С июля 1945 по июль 1964 года - лётчик-испытатель в Государственном Краснознамённом Научно-испытательном институте Военно-Воздушных Сил (ГК НИИ ВВС) (Управление моторов и топлив (УМТ), с 1953 года - 1-й отдел, с 1961 года - 1-е Управление). Провёл госиспытания СР-2 (1954г.), Як-27Р (1958г.), Як-25РВ-I (1961г.). Участвовал в госиспытаниях Ил-10М (1953г.).

Из воспоминаний С.А.Микояна: «В 1954 году П.Н. Белясник и я испытывали высотный разведчик СР-2. (Петр Никифорович Белясник — летчик-истребитель, участник обороны Москвы и Сталинграда. Удостоен звания Героя Советского Союза в 1943 году.) Ведущим инженером назначили Николая Николаевича Борисова. СР-2 являлся модификацией МиГ-17, а двигатель на нем стоял опытный, ВК-5, с большей тягой. Кроме того, были установлены фотоаппараты и система питания скафандра.

При испытаниях СР-2 Петя Белясник выполнял в основном полеты на оценку двигателя, а я — на летные характеристики, и мы оба летали на фоторазведку. Так, я выполнил полет на фотографирование с высоты потолка самолета и при этом достиг высоты 17600 м, что было выше тогдашнего союзного рекорда. Кроме того, это был, кажется, первый в стране полет на реактивном самолете с применением в качестве штатного снаряжения только что испытанного скафандра ВСС-04 — прообраза скафандра космонавтов».

Опытный самолет СР-2, прототип проектировавшегося разведчика МиГ-17Р. На СР-2 установлен один фотоаппарат, вооружение сокращено

В июле 1953 г. в ГК НИИ ВВС проходил контрольные государственные испытания серийный Ил-10М (зав. 16800207) производства завода  168 (ведущий летчик-испытатель М.Твеленев, ведущий инженер - Н.Головко, летчики облета - Ю.Антипов и П.Белясник). Не успев пройти полный цикл испытаний, штурмовик 29 сентября был возвращен на завод для доработки хвостового оперения. После устранения дефектов самолет в ноябре вновь перелетел в ГК НИИ ВВС для завершения программы госиспытании.

Штурмовик ИЛ-10

самолет Ил-10 Штурмовик

Государственные испытания Як-27Р проходили с 8 августа 1958-го по 11 февраля 1959 года на опытном самолете № 02.

Ведущими на этом этапе испытаний были инженер О.Н. Ямщикова, летчики П.Н. Белясник и П.Ф. Кабрелев, штурманы В.И. Волков и И.П. Сбоев. Летчики облета Б.М. Адрианов и С .А. Микоян.

В состав оборудования самолета входили: радиостанции УКВ – РСИУ-4В, КВ – 11РСБ-70 с приемником УС-9ДМ, радиокомпас АРК-5, «Сирена-2», ответчик СРО-2, маркерный радиоприемник МРП-56Л, радиовысотомер РВ-У, артиллерийская радиостанция Р-108. Вооружение включало пушку НР-23 с боезапасом 50 патронов и прицел ПКИ.

Як-27Р на войсковых испытаниях. 1960 г.

Як-27Р

Высотный самолёт Як-25РВ создавался в соответствии с Постановлением Совмина СССР и ЦК КПСС 419-198 от 16 апреля 1958 г. - документом настолько важным, что на нем стояло сразу два грифа: "Совершенно секретно" и "Особой важности".

Государственные испытания высотного самолёта Як-25РВ проходили с 5 мая по 1 августа 1961 г. Ведущие - инженер Кулявцев и летчик-испытатель П.Н. Белясник. Самолет облетали также летчики-испытатели института В.Г. Иванов, Н.П. Захаров, B.C. Котлов, П.Ф. Кабрелев, Г.Т. Береговой, И.И. Лесников и Яцун. Полеты на самолетах Як-25РВ выполнялись исключительно в скафандрах СИ-ЗМ.

Если высота превышала 16000 метров, возникали трудности со снижением. Как рассказывал Петр Никифорович Белясник, поднявшись на 18000 метров самолет упорно не снижался и стал терять высоту только после выпуска шасси и уменьшения скорости до границы возникновения тряски. Спуск был довольно продолжительный и, например, с высоты 19000 м занимал около 30 минут. Усложнялся полет на больших высотах из-за малого диапазона эксплуатационных скоростей.

В 1961 г. летчики П.Н. Белясник и П.Ф. Кабрелев перегнали первые серийные самолеты Як-25РВ по маршруту Улан-Удэ - Новосибирск - аэродром Толмачево - Свердловск - Ахтубинск с двумя промежуточными посадками.

"Нам задали эшелон, - рассказывает П.Н. Белясник, - около 12000 метров, но самолеты никак не хотели, да и не могли совершать горизонтальный полет на этой высоте и мы все время шли с набором высоты. Уже между Новосибирском и Свердловском наземный диспетчер запросил наш эшелон. Я ответил: "Ноль, шестнадцать". Ведь открытым текстом нельзя было сказать, что 16000 метров. Разгневанный диспетчер потребовал снизиться и пригрозил поднять истребителей ПВО. Пришлось в дерзкой форме ответить: "Поднимай хоть весь полк. Все равно не достанете. Мы летим и никому не мешаем, а снизиться не можем". Так, с приключениями мы долетели до конечного пункта маршрута".

Самолёт  Як-25РВ в небе

Самолёт  Як-25РВ

П.Н.Белясник

С июля 1964 года полковник П.Н.Белясник - в запасе. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области.

Полковник П.Н.Белясник

У мемориала в городе Ахтубинск.

Белясник Петр Никифорович, Кабрелев Петр Филиппович и Баранов Валентин Николаевич у мемориала в городе Ахтубинск.

Умер 4 июля 2002 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 2-1).

Николо-Архангельское кладбище в Москве

В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Награждён орденами Ленина (28.04.1943г.), Красного Знамени (9 августа 1941г.), Отечественной войны 1-й степени (11 марта 1985г.), 2 орденами Красной Звезды (30 апреля 1954г., 29 апреля 1957г.), медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги» (20 июня 1949г.). Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18 января 1962г.).

Герой Советского союза. Наградной лист. Стр.1

Герой Советского союза. Наградной лист. Стр.2

Герой Советского союза. Наградной лист. Стр.3

Орден

Орден

0
Какадий Юрий Анатольевич, родился в 1954г. в слободе Владимировка (г.Ахтубинск) Астраханской обл.
в семье военнослужащего. Окончил Московский лесотехнический институт. Академик Международной академии творчества.
Член Союза Писателей России, публицист

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Пятница, 14 Декабрь 2018

поиск по тегам

телевизор мультигонка вставить видео Эмма Самойлович Супкарёв аквафор балкон ремонт шины сейф для оружия Нина Ивановна теплый автомобиль летчик-истребитель африка горшок изображение Серегин отдых ахтубинск медкомиссия варочные панели Казбек потерялся карнавальный костюм тормоза администрация ЖКХ ЦРБ О. Н. Ямщикова тюльпан форум соревнования водный поход рыба карнавал пингер яндекс поиска пирамиды спецтехника Чкалов тепло авто Лётчик-штурмовик строительство Астраханские альпинисты мошенничество начальник нии ввс генератор суд ВОв забор летчик-космонавт участник ВОв военный летчик первого класса фестиваль 29 июня турция самара герой советского союза альпинист ушёл в грузию youtube самарская лука пересёк границу лотерея плагин длл K2 день города НИИ отпуск k2 Ахтубинский альпинист гугл поиск освещение бытовая техника пропавшие альпинисты Росгосстрах восхождение на казбек флешка яндекс память скворцы солнечные батареи арбуз отопление китай синусит празник блог пионер реактивной авиации сейф Генерал-майор авиации сибирское здоровье соревнования Богдо правильное питание скорбь Центр дрель бронхит ОСАГО ипотека АртШоу «ФотоДесант» летчик-испытатель фото генерал оформление праздиков Георгий Тимофеевич ремонт авто Заблоцкий Микоян грузия водительское удостоверение физрук Петров Иван Федорович лор военный летчик глухозьмье баскунчак астраханская область пропавший альпинист Ахтубинск прикрепить файл дача товары из китая Гринфельд скважина инженер-полковник кухня военная ипотека египет яндекс поиск для сайта строительный инструмент Белясник 22 июня турнир Лыжи joomla 2.5 кирпич первый ахтубинский криминал Нарузбаев Ведищев оружейный сейф кроссфит юрист костюм снег РДХШ им Котова столото водяной фильтр Русакова ГЛИЦ тарифы Береговой Владимир Сергеевич байдарки