Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Ахтубинские новости

Ахтубинск СЕГОДНЯ - это самые свежие новости города и района.

добавить на Яндекс

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Генерал Петров Иван Федорович

Добавлено : Дата: в разделе: 100 лет авиации России
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 8113
  • Комментариев: 1
  • Подписаться на обновления
  • Печатать

Петров Иван Федорович


24 сентября 1897г. — 27 июля 1994г.

Советский военный и научный деятель, лётчик-испытатель 1 класса, Бригинженер (1938г.). Генерал-майор авиации(1940г.). Генерал-лейтенант авиации (1942г.), кандидат технических наук (1940г.), доцент.

 

Родился в деревне Щипцово (17 км от Ярославля) 24 сентября 1897 г. После окончания трех классов церковноприходской школы (1908 г.) работал в Ярославле в переплетной мастерской, затем рабочим на частном свинцово-белильном заводе, потом удалось устроиться в речное пароходство (1911 г.). Здесь Иван Федорович в навигацию плавал матросом от Рыбинска до Астрахани, зимой занимался ремонтом двигателей.
С 1916 - в армии. Матрос во Втором Балтийском Флотском Экипаже.
Принимает участие в штурме Зимнего дворца, а с 27 октября в составе 1 красногвардейского отряда под командованием Павла Дыбенко - в боях с казаками под Пулковым, Гатчиной, Александровским.

b2ap3_thumbnail_2.jpeg

После окончания Машинной школы БФ (21.12.1917г.) с дипломом авиамеханика N 1640 и направляется под Петроград в Красное Село в школу воздушного боя.
Участник Гражданской войны. Летом 1920 окончил Школу морских летчиков (Петроград-Самара). После освобождения Крыма, в ноябре 1920 г в должности морского летчика и помощника комиссара Севастопольского гидроотряда особого назначения, И.Ф.Петров был направлен в Севастополь. 
Затем Петрова перевели в Севастопольскую школу морских летчиков инструктором в группу первоначального обучения. Весной 1923 г. на маневрах ВМФ во время аварии гидросамолета Иван Федорович сильно обгорел. За четкие действия по спасению экипажа начальник Красного Воздушного Флота объявил благодарность Петрову и наградил его денежной премией(60р.). 
По положению все инструкторы Школы морских летчиков должны были закончить школу высшего пилотажа. Поэтому в середине 1923 г. Иван Федорович проходит обучение в Качинской авиашколе на самолетах Авро, затем - в московской школе высшего пилотажа на истребителях Савойя, Спад, Валила. По окончании этой школы в октябре 1923 г. Петрову присваивается звание инструктора 1 класса, а в ноябре он становится старшим инструктором Севастопольской школы.

В 1925г. поступает Военно-воздушную Академию им. Н.Е.Жуковского. Еще на 1 курсе он по собственной инициативе прошел медкомиссию, проверку навыков пилотирования и был включен в летную бригаду академии. В этой бригаде он выполнял отдельные задания и проводил тренировки со слушателями академии. На III курсе Петров с рядом однокурсников перешел в первый отряд НИИ ВВС РККА.

На последнем курсе Иван Федорович провел в НИИ ВВС свою первую научную работу, посвященную штопору самолета. Изучение проводилось на биплане Р-3, запись показаний приборов осуществлялась с помощью киноаппарата. Результаты вошли в диплом, кандидатскую диссертацию и в книгу "Штопор самолета", написанную совместно с А.И.Филиным (вышла в 1934 г). Вторая часть диплома - проект гидросамолета (морского разведчика), выполненный под руководством профессора С.Г.Козлова. Из 42-х выпускников академии 1929 г. 7 человек, в том числе и Петров, получили диплом с отличием.

С декабря 1929 г Петров стал работать в НИИ ВВС РККА инженером-летчиком отдела истребителей в отделении сухопутных самолетов.
Принимает участие в испытаниях И-5 (1930г.), АНТ-6 (ТБ-3), Г-37, ЦКБ-11 (ДИ-6), АНТ-25 (1934г.), БОК-1 (1935г.), Сталь-7 (1936г.), ДБ-2А, БИЧ-14 (ЦКБ-10) (1937г.), БОК-7 (1939г.). Поднял в небо БОК-5 (31.08.1937г.). Освоил 137 типов самолетов.

БИЧ-14 - пятиместное пассажирское "летающее крыло". Появлению этого самолета в конце 1934 г. предшествовали продувки модели БИЧ-10 - первого варианта двухмоторного самолета-параболы. Потом проект был немного изменен и самолет получил обозначение БИЧ-14. Строился он в ЦКБ на заводе им. Менжинского. Петров И.Ф. участвовал в испытании БИЧ-14.

b2ap3_thumbnail_3.jpeg

При испытаниях истребителя И-5, самолет прекрасно вел себя в воздухе, но на посадке, в конце пробега, перевернулся. Аварийная комиссия признала в этом вину летчика, Петров получил выговор по партийной линии " с занесением", а И-5 пошел в серию.

b2ap3_thumbnail_4.jpeg

В войсках происходит ряд аналогичных аварий, в которых обвиняют летный состав. Сложность ситуации была в том, что аварии происходили лишь при штилевой погоде, при наличии ветра устойчивость самолета на пробеге была достаточной. Командующий ВВС РККА Я.И.Алкснис решил проверить все сам: взлетел, приземлился и тоже скапотировал. Петров предложил конструктивную доработку, заказал в мастерских детали и переоборудовал один И-5, который полностью излечился от этого недуга. Затем последовала доработка всех выпущенных машин, снятие партвзыскания и награждение орденом "Красная Звезда".

b2ap3_thumbnail_5.jpeg

С 1930 г. Петров становится членом, а затем и председателем аварийных комиссий по расследованию летных происшествий.

В 1935 г. И.Ф.Петров вышел в правительство с предложением о создании в НИИ ВВС комплексных "сквозных бригад" в составе 5 человек: ведущие инженеры по самолету, мотору, оборудованию, вооружению и ведущий летчик - испытатель. Эта бригада вела самолет от разработки тактико-технических требований (ТТТ) и вплоть до обучения летного состава строевых частей. Нововведение себя хорошо показало, и с тех пор комплексные сквозные бригады ведущих специалистов стали вводиться и в других отраслях промышленности.

Июль 1931 г. - начальник истребительного отдела, июнь 1933г. - зам.нач. сектора испытаний опытных сухопутных самолетов, январь 1935г. - начальник 1 отдела (сухопутных самолетов), с ноября 1939г. - помощник начальника НИИ ВВС.

Бюро особых конструкций (БОК) основано в 1930 г. Здесь, кроме других исследовательских работ, были сконструированы и построены семь самолетов, в том числе четыре по типу РД (АНТ-25), предназначенных для дальних высотных перелетов, и три легких машины - БОК-2, БОК-3 и БОК-5 - оригинальной конструкции.

Летчик-испытатель НИИ ВВС И.Петров в сентябре 1937-го совершил на БОК-5 первый вылет. Затем на новой машине летали П.Стефановский, М.Нюхтиков, П.Федрови. Всего летчики выполнили 65 полетов общей продолжительностью 20 ч 42 мин. Общее впечатление пилотов было более чем удовлетворительным.

b2ap3_thumbnail_6.jpeg

Авиаконструктор Р.Л.Бартини разработал двухмоторный пассажирский самолет «Сталь-7». Петров И.Ф. участвовал в испытании этого самолёта.

b2ap3_thumbnail_7.jpeg

В июне 1936 г. Иван Федорович Петров был направлен в загранкомандировку по научным и учебным центрам Франции, Англии, США. В марте 1940 г. в Германию была направлена авиационная группа во главе с А.С.Яковлевым. И.Ф.Петров, оформленный как инженер ЦАГИ, был заместителем главы делегации. Были осмотрены авиазаводы Хейнкеля, Юнкерса, Дорнье, Мессершмита, Фокке-Вульфа, 6 моторостроительных заводов и много заводов-смежников (всего 219). По результатам поездки Петров оценил возможности производства Германии в 70-80 боевых самолетов в день.

b2ap3_thumbnail_8.jpeg

Указом Президиума СССР от 7.5.1940 г. о введении в Красной Армии звания генерала Петрову было присвоено звание генерал-майора.

И.Ф. Петров один из первых 16 человек, удостоенных введенного в Красной Армии звания - генерал.

Приказом НКАП от 10.06.1940 г. он был назначен начальником ЦАГИ.

В книге «Великий русский механик академик С. А. Христианович», опубликованной в Москве в 2003 году, содержатся чрезвычайно интересные воспоминания Сергея Алексеевича о предвоенном и военном периодах: «В сороковом году был назначен директором ЦАГИ генерал Петров Иван Федорович, который имел от Политбюро чрезвычайные полномочия. Война была близка, надо было все приводить в порядок. Прежде всего — авиацию. Институт был не на должной высоте по работоспособности, и Ивану Федоровичу Петрову пришлось приложить большие усилия, чтобы он смог оказать действенную помощь в войне (и после нее). Это все помнят в ЦАГИ и в авиации. Он решительно изменил отношение к ученым в институте, он поставил их во главе дела. И, в частности, он пригласил меня. Ведь я тогда еще был очень молод, совершенно пустяковое количество лет. А он мне предложил быть руководителем, начальником (как тогда официально называли) шестой лаборатории ЦАГИ, где строилась тогда совершенно уникальная не только в Советском Союзе, но и во всем мире, труба больших скоростей — околозвуковых, переменной плотности. Она представляла собой даже по нынешним временам чрезвычайно интересное и сложное техническое сооружение, которое, как оказалось, было чрезвычайно предусмотрительно задумано, спроектировано и построено, хотя казалось в те времена, перед войной, еще не шла речь о реактивной авиации, о больших скоростях. Вот начальником этой лаборатории меня и пригласил работать в ЦАГИ Иван Федорович Петров. Он мне дал полномочия пригласить по своему усмотрению ученых в эту новую лабораторию».

После ареста А.И.Филина, с мая по июнь 1941 г. - начальник НИИ ВВС и зам.нач. Главного управления НКАП.
В июле был назначен заместителем командующего и членом Военного Совета ВВС КА. Формирует под Горьким из "безлошадных" летчиков новые авиачасти. При их комплектовании неожиданно возникла проблема грамотных авиаинженеров, поскольку в эксплуатационно-технических частях 90% составляли практики без специального образования. Петров выходит к Сталину с просьбой отозвать студентов 2-4 курсов технических вузов и их преподавателей со строительства оборонительных сооружений под Смоленском (там их трудилось около 1500), чтобы через 1,5-2 месяца из них можно было подготовить специалистов по новой авиатехнике.
С августа 1941 по весну 1942 г. И.Ф.Петров командует рядом авиагрупп смешанного состава, которые участвуют в оборонительных сражениях осени и в зимнем контрнаступлении под Москвой. Резервная авиагруппа генерала И.Ф.Петрова создана 29.08.41 г. для управления ходом операции по разгрому танковой группы Гудериана. Планировалось иметь в составе группы 342 самолета. В конце ноября 1941 г. авиагруппа в составе 163 самолетов (из них 56 неисправных) поддерживала действия войск, обороняющихся севернее Москвы, наносила удары по аэродромам и вражеским войскам в районах Клина, Яхромы, Солнечногорска и прикрывала сосредоточение резервов 1-й ударной и 20-й армий Западного фронта. Реально авиагруппа насчитывала около 250 машин. В январе 1942 г. авиагруппа в составе 38 и 46-й авиационных дивизий имела 42 самолета (14 Пе-2, 4 СБ, 4 Ил-2, 7 МиГ-3, 8 ЛаГГ-3 и 5 Р-5).

С февраля 1942 - Главный инженер ВВС КА, Зам. командующего ВВС.
27 апреля 1942 И.Ф.Петров постановлением ГКО был вновь назначен начальником НИИ ВВС.
В июне 1942 г. Петрова назначают начальником НИИ ГВФ (Казань). Институт буквально пришлось собирать по частям: при эвакуации многие экспериментальные установки оказались испорчены, большая часть сотрудников института была на фронте и в летных подразделениях ГВФ.

Генерал Петров И.Ф. вспоминал: «После войны потребность в научных кадрах не только не уменьшилась, но стала более острой: авиация с переходом на реактивные двигатели делала качественный скачок в своем развитии, что влекло за собой множество серьезных проблем; возникла необходимость в таких новых гигантских по своим масштабам отраслях промышленности, как ядерная промышленность и производство ракетной техники». Генерал Петров написал о том, что ему было в то время, да и потом, наиболее близко и понятно. Он назвал основные составляющие того, что впоследствии было названо ракетно-ядерным щитом России. К названному им следует добавить радиолокацию, электронику, оптику, физику и химию взрывчатых веществ. И многое, многое другое.

b2ap3_thumbnail_9.jpeg

В июле 1947 г. И.Ф.Петров получает новое назначение - становится начальником Летно-Исследовательского Института (ЛИИ). Первым самолет, доведенным при начальнике ЛИИ И.Ф.Петрове, стал Ту-4. Для его испытаний была реконструирована ВПП.

Большое напряжение сил и нервов не прошли бесследно для Ивана Федоровича, в 1950 г. он серьезно заболел и после длительного лечения был уволен в 1951 г. (в мае 1950 ?) в отставку в звании генерал-лейтенанта.

С мая 1950 - в отставке.
    С 1951 по 1962 - первый ректор Московского Физико-технического Института (МФТИ). Затем долгие годы трудился в должности проректора.

Послевоенное положение страны требовало многократного расширения фронта научных исследований. Иван Федорович Петров организует физико-технический факультет МГУ, который затем преобразуется в самостоятельный Московский физико-технический институт.

Иван Федорович Петров был хорошо известен И.В. Сталину, выполнял многие, в том числе и чисто военные его поручения. Сталин доверял Петрову прежде всего потому, что тот был скромен, явно не стремился к должностям и званиям, всегда, подчеркнем, всегда говорил ему правду, причем, всю правду. Очевидным образом в пользу Петрова говорило и отсутствие у него каких-либо связей с опальными и полуопальными академиками.

Пишет генерал Петров: «… через несколько дней, захватив необходимые бумаги, я с этим вопросом явился на прием к И.В. Сталину.

Выслушав мой короткий доклад, Сталин сказал: «Зачем же мы будем восстанавливать факультет, который только что распустили. Давайте создадим новый институт со следующими факультетами…». Было очевидно, что над этим вопросом он думал раньше, поэтому наше предложение нашло столь быструю поддержку. В этом же 1951г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление об организации на базе ФТФ МГУ нового ВУЗа – Московского физико-технического института, который и начал свое существование с 1952 г.».

Первым его ректором стал Иван Федорович Петров (1952-1962гг.). Была разработана новая система обучения, значительно улучшено качество подготовки студентов - учебно-научная база, действующая по сей день. Открытие военной кафедры, открытие спортлагеря и спортклуба, новой столовой, профилактория и поликлиники, выпуск газеты «За науку», начало строительства студенческого городка, жилищное строительство - все начиналось И.Ф.Петровым.

b2ap3_thumbnail_10.jpeg

Иван Федорович Петров – первый ректор (сначала – директор) МФТИ проработал на этом посту десять лет – до своего 65-летия. Заслуги И.Ф. Петрова перед МФТИ невозможно переоценить. Он не только воссоздал Физтех. Он поставил институт на ноги, он сделал все для достижения той цели, ради которой Физтех задумывался и создавался.

b2ap3_thumbnail_11.jpeg

b2ap3_thumbnail_12.jpeg

b2ap3_thumbnail_13.jpeg

В 1962г. И.Ф.Петров - первый ректор МФТИ - вышел на пенсию.

За многолетний и самоотверженный труд на благо Родины и защиту Отечества в годы Великой Отечественной войны И.Ф. Петров награжден: 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

b2ap3_thumbnail_14.jpeg

b2ap3_thumbnail_15.jpeg

Звание "Почетный гражданин" присвоено Решением исполнительного комитета Долгопрудненского городского Совета народных депутатов Московской области №369 от 13.10.1987 года.

Похоронен на Быковском кладбище города Жуковский, Московской области.

«… Он сделал много, очень много для нашей страны»

Иван Федорович Петров был летчиком-испытателем, пропустившим «через себя» 137 типов самолетов, начальником Научно-испытательного института ВВС. Он вел переговоры с Герингом, уходил от сотрудников Берии, выручал Туполева, держал оборону Москвы…

15 апреля в Московском корпусе МФТИ состоялась презентация книги «Исполин минувшего века». В основе книги — воспоминания и впечатления от многократных личных встреч с Иваном Федоровичем выпускника Физтеха, профессора, доктора технических наук, ректора Российского нового университета Владимира Алексеевича Зернова.

b2ap3_thumbnail_16.jpeg b2ap3_thumbnail_17.jpeg

На презентацию собрались выпускники МФТИ разных лет, академики и члены-корреспонденты Российской академии наук, второй и нынешний ректоры МФТИ, внучка Ивана Федоровича Петрова, Сергей Петрович Капица, Олег Михайлович Белоцерковский, Николай Николаевич Кудрявцев и многие другие.

b2ap3_thumbnail_19.jpeg

Владимир Зернов рассказал присутствующим, как появилась книга:

— Книга появилась во многом благодаря присутствующему здесь Олегу Михайловичу Белоцерковскому. Это он в свое время порекомендовал поговорить с Иваном Федоровичем Петровым. Несколько встреч мы присматривались друг к другу, а потом Иван Федорович начал рассказывать потрясающие вещи, описанные в этой книге. То, о чем поведал первый ректор МФТИ, я никогда не слышал. Хотелось бы подчеркнуть, что Иван Федорович был очень душевным человеком, всегда выслушивал и помогал.

Из книги В.А. Зернова «Исполин минувшего века»

«…Не будет большой натяжки в утверждении, что рассказы Ивана Федоровича, его жизненный путь, манера обращаться с людьми сказывались на формировании наших характеров. Мы все хотели хоть немного быть похожими на него. Его отличали необычайная любознательность и дотошность — Иван Федорович всегда старался вникнуть в суть явления. Он был крайне доброжелателен к людям, всегда приходил на помощь, если хорошо к ним относился. И.Ф. Петров находил нетривиальные решения, и эти решения являлись двигателем его карьеры на протяжении всей жизни. А еще он был правдивый и независимый от устоящихся мнений.

Припоминаю случаи, когда в нашу комсомольскую организацию, в институт, приезжали секретари горкомов комсомола, секретари ЦК ВЛКСМ, но их принимали не так как в других вузах, без заискивания, без страха разноса за какие-либо огрехи в нашей работе».

b2ap3_thumbnail_20.jpeg

Академик Олег Михайлович Белоцерковский, знавший его наиболее близко рассказал:

— Петров — легенда, переплетенная с мифом, наимудрейший человек. Таких людей, как он и другие основатели физтеха, уже нет. Благодаря его связям и необычайной работоспособности был создан МФТИ. Петров привел на физтех много именитых профессоров… Он внес в организацию МФТИ исключительный порядок. Это не нравилось многим, но он ничего не боялся и двигался всегда вперед. Иван Федорович говорил всегда, что хоть физтех отбирает у него много сил, но он не может без него жить.

«…Примечательно, что люди, которые ставили вопрос о создании этого вуза еще в предвоенные годы — Ландау, Капица, Семенов, впоследствии реально повлияли на идеологию учебных планов, приняли участие в учебном процессе и становлении системы Физтеха. Физику на первых (!) курсах читали выдающиеся физики, лауреаты нобелевских премий… Ландау и Капица.

Яркие сторонники системы Физтеха академики П.Л. Капица, С.А. Христианович, Н.Н. Семенов как истинные патриоты были убеждены в необходимости вуза подобного типа… Яснее ясного, что решить судьбу Физтеха мог только Иосиф Виссарионович Сталин. Нужно было найти такого человека, который бы понимал важность проблемы, был известен Сталину, авторитетен, «не замазан» отношениями с пристрастными академиками и, наконец, не побоялся бы пойти поперек самого Берии, прихлопнувшего вместе с личным врагом — Капицей, «никому ненужный» Физтех. Как ни фантастична была задача, такого человека нашли — генерал-лейтенанта авиации И.Ф. Петрова, начальника Летно-испытательного института ВВС. Он был хорошо известен Сталину, поскольку не раз выполнял его военные поручения, при этом был скромен, служил не ради должностей и званий, всегда говорил вождю правду, даже горькую, расследуя по должности причины всех авиакатастроф в стране».

b2ap3_thumbnail_21.jpeg

Нынешний ректор МФТИ Николай Николаевич Кудрявцев заметил:

— К Петрову физтехи обращались по различным щепетильным вопросам, советовались с ним и Иван Федорович во всем помогал, никогда не отказывал. Я очень рад, что сегодня собралось столько людей, которым небезразлична судьба МФТИ и память об Иване Федоровиче Петрове.

b2ap3_thumbnail_22.jpeg

Своими воспоминаниями о дедушке поделилась внучка Петрова — Марианна Юрьевна Веселовская:

Дедушка — человек легенда, герой. Его рассказы не всегда воспринимались как реальность, было трудно поверить, что все это происходило буквально в начале столетия. Например взятие Зимнего… Я однажды спросила дедушку, как они брали Зимний дворец, он ответил обыденно: «Нас построили, и мы пошли, никаких выстрелов не было в отличие от того, что показывают по телевизору». Он очень любил семью, всегда выкраивал время для своих близких, таким же близким для него стал МФТИ. Если он не мог приехать на Физтех — это было равносильно трагедии. МФТИ для Ивана Федоровича был как поздний ребенок — которого очень долго ждали и безумно любят.

«… Как-то на встрече со студентами мы прямо задали вопрос Ивану Федоровичу о личном участии в штурме Зимнего. Из его рассказа вытекало, что это был всего лишь маленький эпизод, дворец взяли чуть ли не мимоходом. Но не участвовать в походе на Зимний было нельзя, это восприняли за трусость… По одному «экзотическому» источнику, «Зимний дворец после бомбардирования взят революционными отрядами, действующими под руководством Военно-Революционного Комитета, организованного Петроградским Советом Рабочих и Солдатских Депутатов».

Видимо, авторы приняли холостые залпы «Авроры» за реальное бомбардирование, которое ни одно из исследований не подтверждает… Пулеметные гнезда, устроенные перед Зимних в дровах, сложенных в поленницы, ликвидировали сходу, в самом начале операции. Женский батальон, охранявший дворец, оказал сопротивление, однако и его довольно быстро рассеяли».

b2ap3_thumbnail_23.jpeg

Сергей Петрович Капица вспомнил:

— Личность Ивана Федоровича была необычайно привлекательна. Он всегда стремился к знаниям, и его влияние на науку и авиацию было грандиозным. Сочетание хорошего ученого и в тоже время организатора встречается крайне редко, но в Петрове эти качества удачно соединились.

«Знаменательно, что, рассказывая о событиях, участником которых он был, Иван Федорович никогда не назвал занимаемые им должности, говорил не о себе и своем продвижении, а о действиях и эпизодах из жизни тех дней. Скромность была ведущей чертой его характера, что вызывало наши особые к нему симпатии. Человек такого масштаба, с такими должностями, делами, такими контактами, такими служебными связями, с такой богатой и яркой биографией, что всего этого хватило бы на десяток жизней, и такой незаметный в рассказах о себе! Закончим тем, с чего начали: «Он сделал много, очень много для страны».

b2ap3_thumbnail_24.jpeg

Текст: Наталья ЛАСКИНА
Фото: Дмитрий АНДРИЯНОВ

Отследить ссылку URL этой блоговской записи
Какадий Юрий Анатольевич, родился в 1954г. в слободе Владимировка (г.Ахтубинск) Астраханской обл.
в семье военнослужащего. Окончил Московский лесотехнический институт. Академик Международной академии творчества.
Член Союза Писателей России, публицист

Комментарии

  • Сергей
    Сергей Пятница, 22 Август 2014

    В 2014 г. издано второе переработанное издание книги: Петров Иван Федорович, "Авиация и вся жизнь", 142 с, 42 фотографии, твердый
    переплет, формат 215х145 мм, масса 160 грамм.
    Книга выпущена при посильном участии выпускников МФТИ разных лет.
    Содержит в том числе ряд уникальных фотографий из семейного архива Петрова И.Ф. на глянцевых вкладках.

    Подробнее: http://www.libex.ru/detail/book684617.html

Оставить комментарий

Гость Среда, 16 Октябрь 2019

поиск по тегам

дача столото лотерея юрист баскунчак первый ахтубинский изображение Георгий Тимофеевич восхождение на казбек египет генератор ЖКХ прикрепить файл начальник нии ввс ГЛИЦ медкомиссия суд водительское удостоверение сибирское здоровье забор авто Ахтубинск яндекс костюм фото отпуск оформление праздиков строительный инструмент глухозьмье снег военная ипотека карнавальный костюм Заблоцкий гугл поиск варочные панели администрация сейф для оружия ОСАГО яндекс поиск для сайта солнечные батареи тюльпан карнавал фестиваль k2 рыба отдых теплый Росгосстрах кирпич строительство Генерал-майор авиации шины альпинист ушёл в грузию Центр ремонт авто пионер реактивной авиации телевизор генерал Русакова пирамиды день города летчик-истребитель инженер-полковник спецтехника Владимир Сергеевич грузия соревнования форум кухня ремонт сейф Береговой пропавший альпинист самарская лука товары из китая дрель ВОв летчик-испытатель тепло скважина О. Н. Ямщикова синусит Богдо турция пропавшие альпинисты мультигонка АртШоу «ФотоДесант» Белясник РДХШ им Котова Ахтубинский альпинист Петров Иван Федорович освещение физрук скворцы пингер яндекс поиска кроссфит Лётчик-штурмовик Казбек НИИ Ведищев бытовая техника Астраханские альпинисты ипотека флешка водяной фильтр водный поход joomla 2.5 ахтубинск мошенничество самара арбуз отопление Гринфельд правильное питание аквафор Нарузбаев автомобиль тарифы тормоза пересёк границу астраханская область участник ВОв 22 июня криминал Нина Ивановна блог соревнования военный летчик Микоян балкон Чкалов турнир празник летчик-космонавт байдарки потерялся горшок оружейный сейф китай Супкарёв лор скорбь Эмма Самойлович Серегин Лыжи плагин длл K2 ЦРБ вставить видео память африка герой советского союза youtube военный летчик первого класса бронхит 29 июня