Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Ахтубинские новости

Ахтубинск СЕГОДНЯ - это самые свежие новости города и района.

добавить на Яндекс
Понедельник, 16 Июнь 2014 23:13

Алёна Ануфриева: «У художника должен быть богатый внутренний мир»

Тяжело ли быть дочерью военнослужащего? А дочерью священника? Алёна Ануфриева – директор Ахтубинского филиала Астраханского художественного училища — испытала на себе и то и другое. Родилась девушка в семье лётчика-испытателя, который в последствие принял сан священства. О военной дисциплине, первых шагах в храме и религии в изобразительном искусстве мы поговорили с ней на страницах нашего номера.

Алёна Васильевна, расскажите, как проходило Ваше детство?

Детство самое счастливое. Я не могу сказать, что в чем-то была обделена, хотя времена ещё были советские. Да, была военная строгость, папа в семье два раза не повторял. В 1998 году его рукоположили, я ещё была студенткой 4 курса художественного училища, мне было 20 лет.

А как отец Василий шел к сану, Вы помните?

Он был летчиком-испытателем. Всегда аккуратный, побрит и пострижен, ботиночки начищены. Видимо, какие-то духовные искания привели к этому решению. Он ведь сначала был директором воскресной школы в Ахтубинске. Потом жизненные обстоятельства побудили его обратиться в Церковь. До этого были разные поиски истины, но именно православие задело за живое. Он стал прихожанином храма Архангела Михаила. Я сама ходила в эту воскресную школу, работала там несколько лет библиотекарем. Затем папу рукоположили в диаконы и в иереи. Сложно было маме перестроиться, потому что она светский человек.

Папа и Вас стал приводить в храм?

Сначала мама нас тайно от папы крестила, когда он ещё был атеистом. А когда мне было 15 лет, родители повенчались. Сейчас мама на пенсии. Понимаете, она всю жизнь была женой офицера, а здесь – совсем другое. Но сейчас она – его вторая рука.

А свои первые шаги в храме Вы помните?

Помню, что мне было до смерти страшно. И я так благодарна, что ко мне не подошел никто из прихожан, не сделал никаких замечаний. Я помню даже платье своё – синее в горошек. Я просто встала в углу, прижалась, совершенно ничего не понимая. Поэтому когда я вижу в храме девушек с макияжем или в коротких юбках, то никогда не делаю замечаний.

Расскажите, как руководитель филиала худучилища, чем сегодня живут ваши студенты?

С 2007 года я на посту директора. У нас учится 30 человек: будущие живописцы, дизайнеры, педагоги. Нас очень мало, мы все знаем личные проблемы друг друга, живем большой семьёй. Если кому-то тяжело, мы стараемся помогать. Педагогам мы даем возможность повысить квалификацию. У нас было три заграничные поездки со студентами: в Германию – в Дрезденскую картинную галерею, были во Франции в Лувре, а в прошлом году ездили в Италию – Рим, Флоренция и их галереи. Сейчас думаю, надо осваивать Россию. Мы проводим регулярные выставки. В этом году 20 лет нашему филиалу. Обязательно будет большая выставка.

Насколько для художника, мастера, творца важная духовная составляющая в работе?

В любом случае богатый внутренний мир должен быть. Если внутри нет ничего, то работы, конечно, поверхностные. Это не только композиции касается. Вот мы рисуем портреты. Приходит человек, садится, позирует. Если ты не знаешь этого человека, не знаешь, чем он живет, то не передашь его состояние. Ведь натурщики бывают разные – грустные, с гордо поднятой головой, задумчивые. Мы всячески стараемся передать эту эмоциональную сторону. Ребята пишут работы на православную тему в том числе.

А у Вас есть работы на евангельские мотивы?

Я ездила в Рязанскую область, посёлок Выша. Там находится Вышенский Успенский монастырь. Там были занятия по иконописи, целая иконописная артель. Папа как-то договаривался, чтобы меня приняли. Очень поразили эти 2 недели, проведённые там. Я писала икону Архангела Михаила под руководством иконописца из Афона. Писали по системе Андрея Рублева, жили в домиках из бревен, постились, много работали.

Каждая икона – это выстраданное детище. Представьте, мешают нам левкас (покрытие иконы, первый слой, меловая основа, на которую потом кладутся краски) с одного котла. Наварили его, мы его кладем, грунтуем доску. У кого-то нормально ложится, а у меня он «кипит», т.е. покрывается пузырями. Подходят ко мне и спрашивают: «Что на душе? Что случилось?»

Почему иконописцы должны поститься и вести праведный образ жизни? Потому что это всё отражается на иконе. То же самое с глиной. Когда накладывали медь, сначала надо наложить на работу глину. Её разлили нам тоже с одной баночки, материал идентичен у всех. И у меня она тоже пошла пузырями. Меня отправляли купаться в источнике, сделать сорок поклонов или пойти помолиться в монастырь, чтобы привести себя в нормальное состояние. Ни в коем случае нельзя бросать писать иконы, обязательно надо довести до конца. Один парень у нас не смог. Он приехал с женой. И супруга его ходила вместо мужа, била поклоны, молилась о том, чтобы он закончил. Искушений масса. Он даже не мог подходить к иконе. А потом дописал.

Ещё болели мы все. Летом, в сорокоградусную жару у нас поднималась температура, простывали. Иконописцы очень спокойно к такому относились: «пройдёт через 3 дня».

А на каком-то этапе всех начали беспокоить родственники, у кого-то мама заболела, у кого-то с детьми проблемы. Масса причин, чтобы бросить икону, но мы продолжали писать дальше. Это всё было во время Успенского поста. Когда мы закончили, было такое ощущение, что я прошла какую-то духовную школу, ведь каждый шаг мне поясняли. Если, к примеру, нимб смещается в сторону – значит, страдаешь двуличностью. И всё это я узнавала в себе. Какая-то помеха в работе говорила о наших грехах.

Я, конечно, очень загорелась, купила материала, дело только за временем. В силу руководящей должности его очень и очень мало.

А приглашать специалистов в Ахтубинск не планируете?

Мы говорили об этом с владыкой. Я даже уже написала программу. Попробуем получить лицензию о взрослых курсах.

А как Вы относитесь к современному искусству?

Я не понимаю. Если есть такие прекрасные женские и мужские образы, есть красивая природа, которой мы любуемся весной, зимой, летом, в дождь или снег, зачем придумывать беспредметное искусство, обликать его в непонятные формы. Формальную композицию придумали, чтобы правильно организовать пространство листа. Мы детям даем такие задания – правильно расположить круг, треугольник и квадрат.

Значит, можно ли человека научить рисовать?

При желании можно научить любого. Конечно талант это от Бога, есть гении и таланты. Но ремесленника научить можно. Таланты это Глазунов, Шилов. Студенты, которые приходят к нам – это чистый лист бумаги. Надо их заинтересовать. А рисунок – это та же математика, чистый глазомер, цветоощущение, а это опять же наука – спектр цветов, теплые, холодные и т.д. Было бы желание.

В итоге, если говорить о классической живописи, может ли всё-таки человек уверовать, увидев, к примеру, проникновенную работу?

Конечно! Я видела, как люди плакали перед работами. Мой любимый художник Рембрандт. Когда я увидела его работы в оригинале, мне показалось, что это не человек написал. Это настолько талант от Бога. Картины очень проникновенны. Просто портрет, от которого трудно оторваться. Или его «Возвращение блудного сына». Там ведь всё: и прощение и любовь. Поверить и пропустить сквозь себя можно, особенно если выполнено всё с любовью и душой.

Ахтубинская епархия

Прочитано 3795 раз
http://www.ahtubinsk-today.ru/atv-tsentr

Ахтубинск FM Онлайн

 

Подписаться на новости

 
  • Ахтубинский гарнизон охватил пожар
    Ахтубинский гарнизон охватил пожар
  • Степные пожары охватили Ахтубинский район
    Степные пожары охватили Ахтубинский район
  • Студент из Ахтубинска погиб, выпав из окна общежития военной академии
    Студент из Ахтубинска погиб, выпав из окна общежития военной академии
  • В Ахтубинске сгорели склады
    В Ахтубинске сгорели склады
  • Молодожёнам, раскрасившим озеро Баскунчак, грозит штраф
    Молодожёнам, раскрасившим озеро Баскунчак, грозит штраф
  • В Ахтубинске завершаются работы по проекту «Городская среда»
    В Ахтубинске завершаются работы по проекту «Городская среда»
 

Скоро в Ахтубинске

Нет событий