Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Ахтубинские новости

Ахтубинск СЕГОДНЯ - это самые свежие новости города и района.

добавить на Яндекс
Среда, 11 Апрель 2012 16:06

История Государственного летно-испытательного центра им. В. Чкалова

Оцените материал
(1 Голосовать)
История Государственного летно-испытательного центра им. В. Чкалова Фото: Донат Москалев
В далекие 1920-е годы, когда мировая авиация только-только начинала зарождаться, правительство нашей страны увидело в ней колоссальный потенциал и эффективное средство защиты своих рубежей. В это время начали создаваться первые летные полигоны, служившие преимущественно для испытания самолетов. Дальнейшие события Второй мировой войны только подтвердили высокую боевую мощь авиации. Тогда-то и появилась необходимость в создании хорошего летного центра, где смогут проходить финальные испытания не только уже действующих самолетов, но и новых авиационных моделей. Для этих целей было выбрано подходящее место – обширный пустырь возле реки Ахтуба в Астраханской области.

В конце 1940-х годов, после победы во Второй мировой войне, после признания советской авиации лучшей в мире, Советский Союз начинает строительство крупнейшего в стране испытательного полигона для Военно-воздушных сил. Территория пустыря близ реки Ахтуба, где и началось строительство крупнейшего военного объекта, оказалась незаселенной, однако функционирование такого летно-испытательного центра было невозможным без большого количества профессиональных сотрудников. Поэтому вокруг летного комплекса параллельно начали возводить жилой военный городок, который, по мере своего возрастания, объединил в себе близлежащие поселки и получил название Ахтубинск.
Строительство военной базы и военного городка растянулось на несколько лет, поэтому испытания авиационной техники проходили параллельно, как говориться, без отрыва от производства. Первоначально здесь «обкатывали» самолеты, оставшиеся на ходу после Второй мировой войны, производили пуск снарядов и бомб, затем, уже после новейших разработок советских инженеров, для испытания на военный полигон стали поступать более усовершенствованные снаряды и торпеды, ракеты, авиабомбы и первые истребители. Уже тогда, в середине 1950-х годов, эта военная база на официальном уровне стала называться научно испытательным полигоном военно-воздушных сил.

Нередко испытания военной авиационной техники проводились круглосуточно, и жители Ахтубинска и других поселений, расположенных поблизости, часто видели в небесах огненный след от пуска той или иной ракеты. К сожалению, нередко эти следы были и трагическими вестниками, свидетельствовавшими о неудачном пуске ракеты или, что тоже бывало, аварии самолета-испытателя.

В середине прошлого века, когда отечественная авиация приближалась к своим главным мировым разработкам, на военном полигоне близ Ахтубинска состоялись испытания первых ракет класса «воздух-воздух» под руководством знаменитого конструктора С. А Лавочкина. Немного позднее, после изобретения атомной бомбы, на этом полигоне стали проводиться испытания ракетной системы «Буря», которая должна была стать ее «футляром». Для этого инженерами разработана специальная стартовая площадка «Амур», аналогов которой в стране практически не было. Как известно, испытания «Бури» не всегда проходили гладко, однако когда ее полет стабилизировался и уже появились положительные моменты, работу над ракетной системой все же свернули (в связи со смертью С. А. Лавочкина) и отложили на неопределенный срок. Хоть испытания «Бури» больше и не возобновились, они внесли большой вклад в работу военного полигона близ Ахтубинска, а опытно-конструкторская работа по совершенствованию и модернизации ракетной техники продолжилась.

В связи с большими достижениями советских инженеров в области авиации было решено создать при военном полигоне в Ахтубинске и теоретическую базу, основой которой послужил Научно-испытатесьный институт Военно-воздушных сил (уже под руководством его сотрудников проходили первые испытания ракет класса «воздух-земля»), которому вскоре было присвоено имя знаменитого летчика-испытателя Валерия Чкалова. В дальнейшем при летно-испытательном центре открылся филиал Московского авиационного института и Центр подготовки летчиков-испытателей, в качестве подразделения центра при нем создали Управление испытаний авиационных двигателей. Не удивительно, что на базе такого теоретического и практического летно-испытательного комплекса были разработаны и прошли обкатку многие модели авиационной техники Военно-воздушных сил современной России: МиГ-29, Су-27, Ту-160 и многие другие боевые самолеты и вертолеты. Помимо авиационной техники в Государственном летно-испытательном центре им. В. Чкалова продолжают испытывать и совершенствовать авиационное оборудование, системы связи, которые будут стоять на вооружении у границ России.

Сейчас летно-испытательный центр им. В. Чкалова – одно из лучших и современных учреждений подобного типа в России. Уникальный трассово-измерительный комплекс центра с разнообразным рельефом и большой протяженностью позволяет проводить испытания практически круглый год. В нем трудятся лучшие инженеры и техники нашей страны, прославленные ученые и кандидаты наук, заслуженные военные летчики-испытатели, Герои России. Благодаря слаженной работе коллектива центра Военно-воздушные силы России пополнили новейшие авиационные разработки, а некоторые из них были закуплены и другими странами. Здесь прошли первые испытания изобретения Микояна, Туполева, Антонова, Яковлева и других инженеро-конструкторов.

Вместе с развитием испытательного центра расширяется и город Ахтубинск, большая часть населения которого являются сотрудниками этого военно-испытательного комплекса. Однако как бы не изменялся город, достижения его основателей останутся в нем навсегда, недаром многие улицы Ахтубинска названы в часть людей, оставивших свой след в истории летно-испытательного центра. Никогда не умрет память и о тех, кто не вернулся со своего последнего полета, для кого очередное испытание оказалось смертельным. Память о них всегда будет жить в сердцах горожан и в истории отечественной авиации.

Прочитано 8215 раз