Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Ахтубинские новости

Ахтубинск СЕГОДНЯ - это самые свежие новости города и района.

добавить на Яндекс
Пятница, 11 Апрель 2014 07:42

Е. Трефилов: Будущее муниципальной власти или мои оценки проекта грядущей реформы местного самоуправления

В президентском послании к Федеральному Собранию РФ указывалось на необходимость реформирования местного самоуправления в нашей стране.

Во исполнение этого указания 11.03.2014 года в Государственную Думу РФ поступил проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) (изменений много и с ними можно ознакомиться на официальном сайте ГД РФ). Хотя это только проект, который предлагается всем муниципальным образованиям обсудить и дать свои предложения, однако, скорее всего, основные идеи будут приняты и узаконены в ближайшее время и будут распространяться на выборы, которые состоятся в сентябре этого года, в том числе и у нас в городе. Основные концептуальные изменения, которые предлагаются, и мои рассуждения к ним:

1. Вводятся две новых разновидности муниципальных образований (МО) (сейчас существуют – сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ) – городской округ с внутригородским делением на внутригородские районы и внутригородской район как самостоятельное МО.

С моей точки зрения, это хорошо. Придание МО статуса городского округа с внутригородским делением будет характерно, скорее всего, для крупных городов и направлено для решения двух основных проблем:

решение вопросов окраин крупных городов – трудно в рамках большого города дойти до них, а внутригородской район будет, как МО, со своим бюджетом, своей администрацией, деятельность которой будет направлена на решение своих проблем внутригородского района, что значительно повысит эффективность их решения;

вторая проблема - проблема урбанизации, т.е. поглощение крупным городом, в результате его развития, прилегающих к нему МО. Вносимые поправки предлагают упрощенную схему преобразования, объединения внутригородских районов с другими МО по решению представительных органов МО, участвующих в этих преобразованиях, а не как обычно через референдум.

2. Плохо, что одновременно с поправками в Федеральный закон ФЗ-131 не рассматривается вопрос об изменении схемы финансирования полномочий, а это один из узловых моментов, который, кстати, также присутствовал в президентском послании.

3. Основные изменения, которые коснутся нас – это изменение в структуре власти на уровне сельского поселения, городского поселения – таковым является МО «Город Ахтубинск» – и муниципального района – для нас это МО «Ахтубинский район».

Согласно вносимым поправкам, в МО, имеющих статус городского поселения, предлагается единственная структура власти: на выборах избираются депутаты, которые из своего состава своим решением выбирают главу МО, который автоматически будет являться председателем Совета, а глава администрации назначается конкурсной комиссией по контракту.

В муниципальном районе, согласно новым поправкам, выборов вообще не будет.

Представительный орган (Совет) района будет формироваться из глав поселений, которые входят в район (в нашем районе 3 городских поселения и 12 сельских), и по одному депутату из представительных органов поселений, входящих в этот район. На такой структуре настаивали депутаты МО «Город Ахтубинск» еще в первом созыве, но натолкнулись на жесткое сопротивление со стороны района.

Глава администрации района, также как и для поселений, выбирается по конкурсу на контрактной основе, т.е. наемный управленец (сити-менеджер).

По моему мнению, такое нововведение отрицательно скажется на системах управления как города, так и района (по сравнению с существующими) по двум причинам.

А. Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона ФЗ-131, глава МО является высшим должностным лицом на территории МО. Из смысла этой статьи следует, что с него будет спрос за все происходящее на территории МО. Но в тоже время глава МО лишается основного рычага, с помощью которого он осуществляет управление – администрации, и лишается возможности оперативно решать вопросы местного значения. Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона ФЗ-131, местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Таким образом, глава администрации напрямую не подчинен главе МО, т.к. он одновременно и председатель Совета, а представительный орган никаким образом не может влиять на оперативные, ежедневные дела администрации. Их взаимоотношения связаны только через бюджет, принятие которого со стороны представительного органа не позволяет, согласно Бюджетного Кодекса РФ, принимать решения о ремонте конкретной улицы или дома, а отражает более крупные статьи затрат, а что делать внутри этой статьи решает администрация.

Получается весьма интересная ситуация – глава МО является высшим должностным лицом, но он весьма ограничен во влиянии на администрацию; полководец без войска и без денег (на деньги он может влиять только через бюджет с очень большими временными задержками), но которого поставят первого «к стенке», если что-то случится в МО. В тоже время в нашей стране есть МО, в которых реализована такая структура власти (глава МО – председатель Совета, а глава администрации назначается по конкурсу) – ближайшее из них г. Знаменск. При разговоре с главой ЗАТО «Знаменск» выяснилось, что решение оперативных вопросов он осуществляет через поручения главе администрации, как это делает Президент РФ по отношению к правительству РФ. Но такое решение вопроса никак не прописано в Федеральном законе ФЗ-131, что может привести к саботажу таких поручений или в лучшем случае затягиванию их выполнения (исходя из публикаций в СМИ, не все поручения даже Президента РФ выполняются, и на нашем местном уровне не наступает никаких юридических последствий).

Кроме того, что будет, если в составе избираемого депутатского корпуса не будет человека, способного нести ответственность главы МО. При этом я нисколько не умаляю депутатов – это честные, уважаемые люди, но должность главы МО требует многих способностей по управлению такими системами, как город.

Б. Вторая причина, не менее важная, касается главы администрации МО. Спрашивается, найдется ли такое количество управленцев, которые способны управлять городами и районами на условиях контракта. Как я говорил ранее, если в настоящее время наметилась тенденция сложения полномочий выбираемых глав МО (которые в настоящее время одновременно возглавляют администрации), то что будет с главой администрации, работающим по контракту? Как показывает практика, деятельность данных должностных лиц находится под жестким прессом силовых структур в условиях недостаточного финансирования и в результате такой контрактник сбежит с этой должности максимум через год. Все это приведет к частой смене глав администраций, их более низкой ответственности (по сравнению с выбираемым главой) и отрицательно скажется на развитие территории.

4. Положительными являются поправки, по которым на уровне сельских поселений из 43 вопросов местного значения (в настоящее время) оставлены только 13, а решение остальных 30 вопросов местного значения возложено на муниципальный район.

5. Все вышеперечисленное не касается городских округов – в них глава МО определяется по-старому на выборах и он возглавляет местную администрацию, как сейчас. Это еще раз подчеркивает правильность того, что я много лет предлагал – преобразование городского поселения МО «Город Ахтубинск» в городской округ.

Есть еще ряд мелких изменений, которые интересны только специалисту.

Подведем итог. Если поправки, которые предлагается внести в Федеральный закон ФЗ-131, вступят в силу до начала выборной компании, то в сентябре этого года выборов депутатов и главы МО «Ахтубинский район» не будет. Представительный орган будет сформирован из глав поселений и по одному депутату Советов 15 поселений, входящих в район, которые из своего состава изберут главу МО «Ахтубинский район». Будут выборы только депутатов Совета МО «Город Ахтубинск»; так как глава МО «Город Ахтубинск» выбран 23 марта 2014 года, то, скорее всего, по новой структуре будет избираться после окончания сроков полномочий, т.е. через 4,5 года. Хотя неизвестно, как пропишут законодатели процедуру вступления в силу данных поправок.

Председатель Совета МО «Город Ахтубинск» Е.Трефилов

Прочитано 2199 раз
http://www.ahtubinsk-today.ru/atv-tsentr

Ахтубинск FM Онлайн

 

Подписаться на новости

 
 

Скоро в Ахтубинске

Нет событий