Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Ахтубинские новости

Ахтубинск СЕГОДНЯ - это самые свежие новости города и района.

добавить на Яндекс
Вторник, 07 Апрель 2015 12:02

Верхнебаскунчакский железнодорожный узел: историю, память, традиции сохраним

Оцените материал
(7 голосов)
Верхнебаскунчакский железнодорожный узел: историю, память, традиции сохраним Фото: Из открытых источников

Верхнебаскунчакский железнодорожный узел: историю, память, традиции сохраним

Алла Петрова

Наша область располагается в основном в дельте Волги и тянется почти на 400 км до границы с Волгоградской по обоим берегам Волги. Правобережные районы всегда завидовали левобережным, потому что там наряду с автомобильной трассой имеется железная дорога.

Романтика и обыденность…

Перестук колес, ощущение, что нет конца и края просторам, мелькающим за окнами вагонов, - все это дарит незабываемые ощущения, манит в дальние края. Новые знакомства, долгие разговоры, изливание души попутчикам, торопливо снующие по вагону проводницы, необыкновенно вкусная дорожная еда - курица, завернутая в фольгу, чай в стаканах с фирменными подстаканниками и бренчащей в них ложечкой. Романтика и обыденность переплетаются за сутки-двое. Затем вокзал, встреча, цветы, и все уходит, чтобы вернуться через некоторое время. Редко задумываешься, что за всем этим стоит нелегкий труд тысяч людей, носящих форму и именуемых работниками железнодорожного транспорта. Даже если мы этот труд не видим, он никуда не исчезает с тех самых пор, когда был изобретен первый паровоз и уложены рельсы. Порой мы даже не знаем, что есть среди них машинисты и путевые обходчики, инженеры и электромеханики… Есть огромные городские вокзалы со своей инфраструктурой, есть узловые станции, а есть крохотные полустанки, где тоже кипит работа. Железная дорога - это не только перевозка пассажиров, а еще огромный грузопоток. Не раз каждый из нас, стоя у шлагбаума, считал количество вагонов, цистерн и платформ в товарняке. Двадцать пять, тридцать восемь... Какую же силищу должен иметь локомотив, чтобы упрямо тянуть все это до места назначения! Об одном из таких узлов - Верхнебаскунчакском наш рассказ.

Из 8,5 тысячи населения поселка Верхний Баскунчак - 1,5 тысячи - железнодорожники. И от условий их труда и быта зависит многое. Человек не может нормально с полной отдачей трудиться, если его быт не налажен. Несколько лет назад возникли такие проблемы, что узел оказался в числе неблагополучных и находился на грани упадка. Причины - кризис в коммунальном хозяйстве, сложная обстановка со здравоохранением, сокращение рабочих мест на предприятиях, а вместе с этим отток населения, в особенности молодежи. А поскольку предприятие является градообразующим, кому как не руководству Приволжской железной дороги совместно с руководством муниципалитета предстояло решить проблемы. Прежде всего, необходимо было обеспечить водоснабжение поселка. Водопровод протяженностью более 50 км, из которых 8 км от Ахтубинска было в таком состоянии, что вода утекала, «не добравшись» до потребителя. Выходили на район, область, и, наконец, вопрос решился. На баланс МО железнодорожники передали 8 артезианских и 2 разведочно-эксплуатационные скважины, водопроводные сети (около 5 км), канализацию, линию электропередачи, сети теплоснабжения. И все это находится на балансе созданного коммунального предприятия, которое в настоящее время осуществляет эксплуатацию, а также работы по благоустройству, уборке мусора и т.д. В результате тариф на воду уменьшился. Еще одна проблема - здравоохранение. Безвозмездная передача объектов медицинского обслуживания железнодорожниками муниципалитету способствовала ее решению. Теперь в поселке функционируют взрослая и детская поликлиники, есть скорая помощь. Жители получают квалифицированную помощь на месте, а не за 50 км в райцентре. Хорошие дороги, благоустройство, уличное освещение, озеленение, тротуары и ограждения, детские и спортивные площадки - все это позволило Верхнему Баскунчаку стать в 2013 году лучшим поселением в Ахтубинском районе. Когда есть надежный тыл, то и на передовой, коей является производство, работается легко и эффективно. По словам заместителя главного инженера Приволжской железной дороги Сергея Демьяновича Трецкова, и сегодня создаются все условия для улучшения производственных процессов, обновления парка локомотивов и инфраструктуры. Поскольку ПривЖД работает объединенным парком, приобретение более 100 новых локомотивов является таким преимуществом, которое позволило и работникам Верхнебаскунчакского узла пересесть на новую технику. В Астраханском регионе полностью ушли от эксплуатации тепловозов 70-х годов выпуска, заменив их современными 2ТЭ116 и 2ТЭ116У, выпущенными в 2008-2014 гг. на Луганском тепловозостроительном заводе. И этот процесс не останавливается. В этом году продолжатся: поставка новых локомотивов, развитие производственных участков, улучшение рабочих мест, а также реконструкция привокзальной площади поселка.

Готовность № 1 - обычное состояние

Есть инфраструктура и подвижной состав - значит, есть и готовность № 1 к перевозкам. В частности, в нашей области это не только промышленная продукция, но и сельскохозяйственная. Когда-то нескончаемым потоком шли составы с арбузами, луком и даже томатами, капустой, корнеплодами во все уголки страны. Сегодня в основном урожай вывозят автотранспортом, хотя вагонами дешевле и быстрее скорость движения выросла в разы. Хочется отметить подвижки в этом вопросе за последние два года, но все равно поле деятельности и взаимовыгодного сотрудничества здесь обширно. Многое зависит от организации труда и, если хотите, от дальновидности руководства. В период становления движения, когда по-другому складывались потоки, Баскунчак имел важнейшее и решающее значение, но за 30 лет его позиции были утрачены. И технология была в корне не верная, и сортировочную работу «тащили» со всех направлений, хотя и нужно-то - обработать продукцию солефабрики Баскунчакского месторождения самосадочной соли ООО «Руссоль» и ЗАО «Кнауф гипс Баскунчак». Когда начальником Приволжской железной дороги стал Александр Васильевич Храпатый, многое изменилось в лучшую сторону. Вот что он говорит о развитии магистрали: «Мы реанимировали станцию Астрахань-2, которая была разрушена совсем, и она сегодня успешно работает. Работает и развивается станция Волжский. На станции Аксарайская-2 строим ПТО (пункт технического обслуживания) локомотивов. Сегодня ремонтное производство в локомотивном депо Верхнего Баскунчака существует лишь потому, что мы понимаем: там есть люди, которым надо работать. Поэтому и дальше будем поддерживать их, давая работу, а развивать ремонтное производство при наличии сформированного ремонтного комплекса в Ершове, Петровом Вале, при наличии вспомогательного производства в Сарепте и Астрахани мы не будем. Тем не менее, сама эксплуатационная работа в Баскунчаке никуда не делась и никуда не денется. Мы водим поезда и будем водить. Должен быть и соответствующий уровень квалификации локомотивных бригад. Проблемы появились в Верхнебаскунчакском узле после того, как мы, Приволжская железная дорога, всю социалку передали. После этого пошел отток квалифицированных кадров. Безусловно - история, память, традиции - все это будет сохранено. Мы будем создавать все необходимые условия для людей, которые там сегодня работают». Стоит отметить, что Баскунчак изначально строился под ремонт паровозов - тогда была такая необходимость. Сегодня, когда удлиняются плечи, увеличиваются обращение локомотивов и скорость - все другое, он просто не востребован как ремонтное производство. И сегодня слова руководства не расходятся с делом. О социалке уже сказано выше. И еще одним из таких мероприятий является создание музея к 70-летию Великой Победы. Трудно переоценить заслуги работников железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны. Потомки должны помнить, как, подвергая риску свои жизни, они трудились, являясь связующей нитью между фронтом и тылом. Сколько их было награждено, но, к сожалению, многие посмертно. Вечная память всем!

Задача же тех, кто трудится сегодня, не только сохранять лучшие традиции, но и приумножать их, делать свое дело на «отлично». Везде. В том числе и на небольшом участке огромной структуры, именуемой железнодорожный транспорт. Структуры, без которой просто нельзя представить современную действительность.

Прочитано 20205 раз
Другие материалы в этой категории: « Капкан